Каким бывает поведение?

В самом общем виде, когда мы смотрим на поведение человека мы можем выделить в нем те действия, которые приближают его к желаемому результату, делают его достижение более вероятным, и те действия, которые отдаляют человека от его целей.

 

Мы называем поведение адаптивным если оно способствует достижению долгосрочных целей человека и повышает качество жизни человека.

Мы называем поведение неадаптивным (или проблемным) если оно мешает достижению долгосрочных целей, мешает эффективному функционированию человека и снижает качество его жизни.

Например: если наша долгосрочная цель сохранение здоровья, ежедневное выполнение физических упражнений будет адаптивным поведением, а регулярное курение – неадаптивным;

Существует много форм неадаптивного поведения, но в целом их можно разбить на 3 типа:

  1. Нежелательное поведение присутствует слишком часто, слишком долго или слишком сильно – «избыток действий» (behavioral excess). Мы совершаем действия, в которых нет необходимости, которые отдаляют нас от цели. Примерами такого поведения может быть курение, переедание перед сном, многократные перепроверки. Если мы хотим изменить это проблемное поведение, нашей целью будет снижение частоты подобных эпизодов.
  2. Желательное поведение происходит слишком редко, длится недостаточно долго или не достигает необходимой интенсивности – «поведенческий дефицит» (behavioral deficit). Мы не совершаем необходимые действия, ведущие к нашей цели. Примерами такого поведения могут быть прокрастинация (откладывание на потом), отказ от запланированной пробежки в пользу просмотра фильма, избегание выступать с рабочими предложениями из-за страха критики и др. Если мы хотим изменить это проблемное поведение, нашей целью будет повышение частоты совершения желательных действий.
  3. Иногда проблемное поведение не получается описать в терминах избытка или дефицита поведения. Человек может совершать действия не соответствующие ситуации или в неподходящее время. Выгляди это как если бы человеку не хватало гибкости или умений совершить нужное действие. В таком случае часто говорят о «недостаточном поведенческом репертуаре» (deficient behavioral repertoire). Например, в ситуации знакомства человек интересуется собеседником, рассказывает о себе, но делает это настолько неуклюже и грубо, что отпугивает партнера от дальнейшего общения.

Существуют более «тонкие» способы классифицировать проблемное поведение, но в качестве первого приближения указанных 3 вполне достаточно.

Ссылки

Miltenberger, R. G. (2008). Behavior Modification: Principles and Procedures, Fourth Edition. Thomson Wadsworth.

Tolin, D. F. (2016). Doing CBT : a comprehensive guide to working with behaviors, thoughts, and emotions. New York, NY : The Guilford Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.