Таксономия поведенческих техник 2: цели и планирование

Первая категория таксономии техник поведенческих изменений называется «Цели и планирование». Она включает в себя 9 приемов, направленных на, скажем так, программирование действия:

  1. Постановка поведенческих целей. Это формулировка или достижение согласия по поводу того как должно измениться поведение. Примеры таких целей: «Хочу прогуливаться каждый день по 2 часа и есть 5 порций фруктов». Если постановка цели включает в себя четкое описание контекста, частоты, длительности и других параметров, то эта техника плавно сливается с техникой планирование действия.
  2. Решение проблем. Эта техника представляет собой анализ (или подталкивании клиента к анализу) факторов, влияющих на поведение, и выработка или отбор стратегий, позволяющих преодолевать препятствия. В этой технике не достаточно только выявить препятствия, важно сформулировать пути их преодоления. Например, обсудить с клиентом, почему не удается соблюдать спортивный режим («из-за недостатка мотивации») и как это преодолеть («ходить в зал с напарником»).
  3. Постановка внешних целей-результатов. Это формулировка цели в терминах внешних позитивных результатов желаемого поведения. Примеры таких целей: «Планирую сбросить 2 килограмм и пробежать 5 км. менее чем за 30 мин. к концу июля»
  4. Планирование действия. Составление детального плана для желаемого поведенческого акта. План должен включать в себя контекст (внешнее окружение\ внутренний мир), частоту, длительность, интенсивность желаемого поведения. Например, «Выходя из дома я буду класть в карман рюкзака санитайзер».
  5. Пересмотр поведенческих целей. Повторное обращение и, при необходимости, изменение поведенческих целей совместно с клиентом. Может включать в себя переформулировку цели, ее изменение в зависимости от результатов. Также может совершаться просто с целью напоминания или сохранения фокуса в работе по изменению поведения. Пример: «Я стал прогуливаться каждый день 20 мин., можно подумать о том чтобы перейти к ежедневным пробежкам».
  6. Обращение внимания на отличия текущего поведения и целей. Эта техника состоит в привлечении внимания клиента к различия в форме, частоте, длительности или интенсивности текущего поведения и согласованной ранее цели (поведенческой или ориентированной на результат). Также можно применять по отношению к плану действий. Например, «В соответствии с планом вы собирались написать 20 страниц за неделю, но судя по дневнику самоотчета, удалось написать только 10».
  7. Пересмотр внешних целей-результатов. Аналогичен п.5, но в отношении целей, направленых на достижение внешних результатов.
  8. Поведенческий контракт. Составление письменного документа, описывающего желаемое поведение автора. Иногда эффект интервенции усиливает наличие свидетеля.
  9. Обязательство (коммитмент). Заявление или декларация о готовности и решимости изменять свое поведение в оговоренном направлении. Например, «Я обязуюсь пробегать 3 раза в неделю по 3 км.»

2 thoughts on “Таксономия поведенческих техник 2: цели и планирование

  1. Есть ли российские публикации по использованию техник из этой таксономии?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.