Первая категория таксономии техник поведенческих изменений называется «Цели и планирование». Она включает в себя 9 приемов, направленных на, скажем так, программирование действия:
- Постановка поведенческих целей. Это формулировка или достижение согласия по поводу того как должно измениться поведение. Примеры таких целей: «Хочу прогуливаться каждый день по 2 часа и есть 5 порций фруктов». Если постановка цели включает в себя четкое описание контекста, частоты, длительности и других параметров, то эта техника плавно сливается с техникой планирование действия.
- Решение проблем. Эта техника представляет собой анализ (или подталкивании клиента к анализу) факторов, влияющих на поведение, и выработка или отбор стратегий, позволяющих преодолевать препятствия. В этой технике не достаточно только выявить препятствия, важно сформулировать пути их преодоления. Например, обсудить с клиентом, почему не удается соблюдать спортивный режим («из-за недостатка мотивации») и как это преодолеть («ходить в зал с напарником»).
- Постановка внешних целей-результатов. Это формулировка цели в терминах внешних позитивных результатов желаемого поведения. Примеры таких целей: «Планирую сбросить 2 килограмм и пробежать 5 км. менее чем за 30 мин. к концу июля»
- Планирование действия. Составление детального плана для желаемого поведенческого акта. План должен включать в себя контекст (внешнее окружение\ внутренний мир), частоту, длительность, интенсивность желаемого поведения. Например, «Выходя из дома я буду класть в карман рюкзака санитайзер».
- Пересмотр поведенческих целей. Повторное обращение и, при необходимости, изменение поведенческих целей совместно с клиентом. Может включать в себя переформулировку цели, ее изменение в зависимости от результатов. Также может совершаться просто с целью напоминания или сохранения фокуса в работе по изменению поведения. Пример: «Я стал прогуливаться каждый день 20 мин., можно подумать о том чтобы перейти к ежедневным пробежкам».
- Обращение внимания на отличия текущего поведения и целей. Эта техника состоит в привлечении внимания клиента к различия в форме, частоте, длительности или интенсивности текущего поведения и согласованной ранее цели (поведенческой или ориентированной на результат). Также можно применять по отношению к плану действий. Например, «В соответствии с планом вы собирались написать 20 страниц за неделю, но судя по дневнику самоотчета, удалось написать только 10».
- Пересмотр внешних целей-результатов. Аналогичен п.5, но в отношении целей, направленых на достижение внешних результатов.
- Поведенческий контракт. Составление письменного документа, описывающего желаемое поведение автора. Иногда эффект интервенции усиливает наличие свидетеля.
- Обязательство (коммитмент). Заявление или декларация о готовности и решимости изменять свое поведение в оговоренном направлении. Например, «Я обязуюсь пробегать 3 раза в неделю по 3 км.»
Есть ли российские публикации по использованию техник из этой таксономии?
А дальше будут статьи на тему?