Согласно рекомендациям IASP (Международной Ассоциации Исследования Боли) система помощи людям с болью состоит из нескольких ступеней: 1) личные навыки саморегуляции (self-management); 2) учреждения первичной помощи; 3) специализированные учреждения; 4) «центры обезболивания»…
Основу этой пирамиды составляют индивидуальные навыки пациента. Большую часть своей жизни люди с хронической болью проводят дома со своими близкими. Им приходится заново учиться жить с болью, решать бытовые и личные проблемы. Но кроме обычных жизненных проблем им нужно решить несколько специфических для их состояния задач:
- Научиться эффективно взаимодействовать с медицинскими работниками в рамках партнерской модели.
- Научиться использовать когнитивные и поведенческие стратегии для уменьшения боли и повышения способности действовать.
- Научиться справляться с эмоциональными провалами, связанными с хронической болью.
- Наладить поддерживающий образ жизни (здоровый сон, питание, физическая активность, управление стрессами и т.д.)
- Адаптировать свои рабочие, семейные и социальные обязанности под текущее состояние, преодолевая сопротивление среды и собственные ожидания.
- Научиться принимать взвешенные решения для продолжения процесса лечения (не катастрофизируя, не паникуя и не избегая сложных решений).
В достижении этих целей может быть полезна психотерапия. На сегодняшний день есть три основных психотерапевтических подхода, открыто ориентированных на, то чтобы научить клиента решать эти задачи:
- Стэнфордская модель (предоставляет знания и навыки для управления болью и ее физическими, социальными и эмоциональными последствиями);
- Терапия принятия и ответственности (АСТ) (ее цель уменьшить неэффективное поведение, направленное на избегание боли или страха боли, и активизировать поведение? направленное на достижение ценностно значимых целей, несмотря на боль);
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) (помогает выявить взаимосвязи между мыслями, эмоциями и поведением и поддерживать эффективное поведение).
По материалам IASP