Несмотря на то, что существует множество дисциплин, изучающих поведение и даже включающих термин «поведенческий» в свое название, общего представления о том, что такое поведение не существует. Хотя ядро понятия не вызывает споров, где провести границы, отделяющие «поведение» от «не-поведения», остается вопросом теоретических предпочтений. Все без сомнения отнесут к поведению, например, покупку книги, рукопожатие или произнесение фразы. Но будет ли поведением непроизвольный нервный тик, покраснение от стыда, фокусировка внимания, заживление раны, появление автоматической мысли в уме?
Существуют разные способы проведения границы понятия поведения.
Радикальный подход к определению поведения можно сформулировать фразой: «Если мертвец может это делать – это не поведение, а если мертвец это сделать не может – это поведение». Основатель радикального бихевиоризма Б. Ф. Скиннер относил к поведению любые человеческие проявления, которые можно наблюдать. (Tolin, 2016) Поведение, которое могут наблюдать все называют «явным поведением». А поведение доступное наблюдению только самого человека (мысли, эмоции, желания, драйвы) называют «скрытым поведением». (Miltenberger, 2008) Часть поведенческих актов напрямую подконтрольна субъекту. Например, мы можем по своему желанию поднять руку или улыбнуться. Но многое поведенческие акты не поддаются прямому контролю (например, засыпание или дрожание рук при волнении), но мы можем опосредовано влиять на это поведение, создавая условия для изменения этих процессов (например, практикуя релаксацию).
Есть определенный смысл в том чтобы рассматривать все что с нами происходит как поведение. Мысли и эмоции обладают некоторыми чертами поведенческих актов, к ним успешно можно применять некоторые методы, которые мы используем для формирования поведения (например, можно тренировать позитивные эмоциональные состояния, подкреплять обдумывание желательных мыслей и т.д.). Но всё же у мыслей и эмоций есть большое своеобразие, существует множество самостоятельных инструментов работы с мыслями и эмоциями, отличающихся от приемов воздействия на поведение. Поэтому многие исследователи выделяют мысли и эмоции в самостоятельные категории человеческого опыта наряду с поведением. В этом случае к поведению относят любые моторные акты, речь, мимику – то, что доступно наблюдению другого человека.
Таким образом, поведение – это когда человек что-то говорит или делает. Используя поведенческий подход, мы стремимся описывать происходящее глаголами, а не прилагательными или существительными. Например, «агрессивный человек» в поведенческом подходе рассматривается как «человек, который в ситуации конфликта часто громко кричит, сжимает кулаки, вербально угрожает…». Этот пример демонстрирует еще одно свойство поведения: его можно наблюдать, описывать и, что крайне важно для нас, измерять. У поведения есть множество аспектов, которые могут быть измерены. Самые общие из них: 1) частота (занятия бегом 3 раза в неделю); 2) длительность (провел в социальной сети 20 минут); 3) интенсивность (поднял 40 кг.).
Поведение тесно связано с социальным и физическим окружением человека: оно подвержено влияниям стимулов извне и часто связано с воздействием на среду. Самое интересное качество поведения – это его системность и закономерность. Поведенческие акты не происходят сами по себе. Они разворачиваются в соответствии с определенными закономерностями, обуславливаются причинами, действующими на разных уровнях. Системность и закономерность поведения делают попытки изменить его непростой задачей. Но с другой стороны, знание законов организации поведения и обнаружение «слабых звеньев» цепи позволяет успешно менять поведение в соответствии со своими целями. (Miltenberger, 2008)
Ссылки
Miltenberger, R. G. (2008). Behavior Modification: Principles and Procedures, Fourth Edition. Thomson Wadsworth.
Tolin, D. F. (2016). Doing CBT : a comprehensive guide to working with behaviors, thoughts, and emotions. New York, NY : The Guilford Press.